Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 5-6 классов по Баскетболу

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 5-6 классов составленана основе примерной программы внеурочной деятельности, на основе комплексной про­граммы физического воспитания учащихся 1-11 классов. Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта общего образования, инструктивно-методического  письма «О преподавании физической культуры в 2013-2014 учебном году», и методического пособия «Внеурочная деятельность учащихся. баскетбол.» Авторы Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов.М. Рабочая программа предназначена для оздоровительной работы с детьми, проявляющими интерес к физической культуре и спорту.

Основные задачи программы:

 1.Укрепление здоровья школьников.
 2.Содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности  детского организма.
 3.Приобретение учащимися необходимых теоретических знаний.
 4.Овладение юными волейболистами основными приемами техники и тактики игры.
5.Воспитание у ребят воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, ответственности,  навыков культурного поведения, чувства дружбы.
6.Развитие мотивации личности к познанию и самосовершенствованию.
7.Формирование потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом.
8.Выявление перспективных детей и подростков для дальнейшего прохождения обучения  в спортивных школах.

Цель программы:

1.Обеспечить учащихся знаниями о специальных приемах и действиях волейболистов.
2.Содействовать укреплению здоровья детей.
3.Воспитывать моральные и волевые качества занимающихся.
4.Обеспечить разностороннее физическое развитие.
5.Создание условий для удовлетворения потребности ребенка двигательной активности через занятия волейболом
6.Воспитание  выносливости, целеустремленности, ответственности за себя и за других.




Общая характеристика курса
Курс  рассчитан на 70 часов, занятия проводятся один  раз в неделю. Длительность занятий 2 часа.


Спортивная  подготовка в системе дополнительного образования детей  рассматривается в качестве специализированного процесса использования физических упражнений с целью развития и совершенствования свойств и способностей, обуславливающих формирование двигательных навыков и физических качеств учащихся. Кроме того, актуальность физкультурно-спортивного направления деятельности обуславливается тем, что в детском возрасте двигательные навыки развиваются наиболее интенсивно, так как в этот период происходит формирование  физических качеств. Слабое, негармоничное развитие мышечной системы значительно задерживает развитие двигательных способностей ребенка.
Важнейшими дидактическими принципами обучения являются сознательность и активность, наглядность, доступность, индивидуализация, систематичность, последовательность, прочность. Основная задача педагога дополнительного образования состоит в умении правильно сочетать принципы обучения на занятиях по баскетболу в зависимости от возраста учащихся, их индивидуальных способностей усваивать учебный материал и черт характера.
Ведущими методами обучения, рекомендуемыми данной программой являются:
•      словесные методы, создающие у учащихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этой цели рекомендуется использовать: объяснение, рассказ, замечания; команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д.
•      наглядные методы – применяются главным образом в виде показа упражнений. Эти методы помогают создать у учащихся конкретные представления об изучаемых действиях;
•      практические методы: метод упражнений, игровой метод, соревновательный.          
Главным является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение движений. Разучивание упражнений осуществляется двумя способами:  - в целом;  - по частям. Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
В основу методики физической подготовки по программе «волейбол» положена концепция тренировки, как научно обоснованная теория управления повышением физического потенциала школьников. Высокий уровень развития двигательных качеств и способностей, общей и физической работоспособности могут быть приобретены воспитанниками путем тренировки, путем реализации

целенаправленного процесса адаптации их к двигательной деятельности необходимого объема и достаточной интенсивности.
Наиболее распространенными формами работы с детьми при реализации данной программы являются тренировки, обучающие игры, двусторонние игры, товарищеские встречи, соревнования различных уровней.
Личностные, метапредметные и предметные   результаты освоения программы внеурочной деятельности

Личностными результатами освоения учащимися содержания являются следующие умения:
-    активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-    проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
-    проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
-    оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

В области познавательной культуры:
- владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам (признакам); владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний средствами физической культуры, в частности волейбола;
- владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с частными задачами по волейболу, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности учащихся.
В области нравственной культуры:
- способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности в  волейболе; способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении; владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической

культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
- умение планировать режим дня учащихся, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха; умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
- умение длительно сохранять правильную осанку при разнообразных формах движения и передвижений; умение передвигаться красиво легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
- владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой; владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
- владение различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях; владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических и тактических действий в волейболе, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности; умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по волейболу.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
-    характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
-    находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
-    общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
-    обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;


-    организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
-    планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
-    анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
-    видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
-    оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
-    управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по волейболу являются следующие умения:
-    излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека,
-    представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
-    измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
-    оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
-    организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
-    бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
-    характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
-    взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных и спортивных  игр и соревнований;

-    в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
- выполнять индивидуальные и групповые действия волейболистов;
- выполнять строевые упражнения;
-выполнять тестовые нормативы;
-выполнять основные технические действия и приёмы игры в волейбол;
-осуществлять судейство на соревнованиях по мини-волейболу.





Содержание курса

Развитие волейбола в России и за рубежом и его история.
 Развитие волейбола в России. Значение и место волейбола в системе физического воспитания. История возникновения волейбола. Ведущие спортсмены и тренеры России.
Базовые понятия физической культуры.
 - техника  безопасности при занятиях спортивными играми;
 - знание  правил игры.
- терминология разучиваемых упражнений, их функциональном смысле и           направленности воздействия на организм;
 - правила личной гигиены;
 - профилактика травматизма на занятиях;
- правила оказания доврачебной помощи во время занятий физической культурой и спортом.
 - правила проведения соревнований.
Организация и проведение занятий по волейболу. Подготовка места для занятий, размеры игровой площадки, инвентарь (мяч). Упражнения для формирования правильной осанки и ее коррекции. Планирование занятий по волейболу. Составление по образцу комплексов упражнений для развития физических качеств. Подводящие и подготовительные упражнения  необходимые для освоения двигательных действий. Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой. Последовательное выполнение частей занятия, наблюдение за режимом нагрузки (по частоте сердечных сокращений) в течение занятия.
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели. Комплексы упражнений для развития физических качеств.
Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры. Комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз. Комплексы упражнений для коррекции фигуры и массы тела с учетом индивидуальных особенностей физического развития. Комплексы ЛФК для лиц с отклонением в состоянии здоровья.

Демонстрировать

Физические
способности

Физические
упражнения

класс
5-6
мальчики
девочки
Скоростные
 Бег 30 м, с
5.0
5.1
Силовые
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, к-во раз
17
12
Скоростно-силовые
Прыжок в длину с места, см
190
180
К выносливости
Бег 1000 м, мин, с
4.30
5.00
Координационные
Челночный бег 3х10,с
8.5
9.3
Учебные нормативы  
10 бросков по кольцу после ведения с двойного шага (попаданий).
7
5
Учебные нормативы  
Броски мяча после ведения и остановки прыжком (5 попыток)
4
2
Учебные нормативы  
Передача мяча двумя руками от груди в мишень (диаметр 60 см, высота 1 м, расстояние 2,5 м), ловля без отскока от пола (количество).
24
22

Общая физическая подготовка.
Строевые упражнения. Шеренга, колонна, фланг, интервал, дистанция. Перестроения. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания. Построение, выравнивание строя, расчет в строю, повороты на месте. Переход на ходьбу, на бег, на шаг. Остановка. Изменение скорости движения строя.
Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений – сгибания и разгибания рук, вращения, махи, отведение и приведение, рывки одновременно обеими руками разновременно, тоже во время ходьбы и бега.
Упражнения для ног. Поднимание на носки; сгибание ног  в тазобедренных суставах; приседания, отведения, приведения и махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях; выпады, подскоки из различных исходных положений ног; сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах, прыжки.
Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы, наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища, поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине, из положения

лежа на спине переход в положение сидя, смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз, угол из исходного положения лежа, сидя в положении виса; различные сочетания этих движений.
Упражнения для всех групп мышц. Могут выполняться с короткой и длинной скакалкой, гантелями, набивными мячами, мешочками с песком, резиновыми амортизаторами, палками, со штангой (для юношей).
Упражнения для развития силы. Упражнения с преодолением собственного веса. Преодоление веса и сопротивление партнера. Переноска и перекладывание груза. Лазание по канату, шесту, лестнице. Перетягивание каната. Упражнения на гимнастической стенке. Упражнения со штангой. Упражнения на тренажере типа «геркулес». Борьба. Гребля.
Упражнения для развития быстроты. Повторный бег по дистанции от 30 до 100 м со старта и с максимальной скоростью. Бег по наклонной плоскости вниз. Бег за лидером. Бег с гандикапом с задачей догнать партнера. Выполнение общеразвивающих упражнений в максимальном темпе.
Упражнения для развития гибкости. Общеразвивающие упражнения  с высокой амплитудой движений. Упражнения с помощью партнера. Упражнения с гимнастической палкой. Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке.
Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движения рук и ног. Кувырки вперед, назад, в стороны с места, с разбега и с прыжка. Перевороты вперед, в стороны, назад. Стойки на голове, руках, лопатках. Прыжки опорные через козла, коня. Прыжки с подкидного мостика. Прыжки на батуте. Упражнения в равновесии. Жонглирование двумя-тремя теннисными мячами. Метание мячей в подвижную и неподвижную цель. Метание после кувырков, поворотов.
     Упражнения типа «полоса препятствий».  С перелезанием, пролезанием, перепрыгиванием, кувырками, с различными перемещениями, переноской нескольких предметов одновременно, ловлей и метанием мячей. Игра в мини-футбол, в теннис большой и малый (настольный), в волейбол, в бадминтон.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Прыжки в высоту через препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах. Перепрыгивание предметов. Прыжки в глубину. Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз. Бег по мелководью, по снегу, по песку.

Эстафеты. Метание гранаты, копья, диска,  толкание ядра. Групповые упражнения с гимнастической скамейкой.
Упражнения для развития общей выносливости. Бег равномерный и переменный на 500, 800, 1000 м. Кросс на дистанции для девушек до 3 км, для юношей до 5 км. Дозированный бег по пересеченной местности от 3 мин до 1 ч.
Специальная физическая подготовка.
    Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести. Ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40 м из различных положений. Бег с максимальной частотой шагов на месте и перемещаясь. Рывки по зрительно воспринимаемым сигналам. Бег за лидером. Бег на короткие отрезки с прыжками в конце, середине, начале дистанции. Многократные прыжки с ноги на ногу. Прыжки на одной ноге на месте и в движении. Прыжки в сторону. Бег и прыжки с отягощениями.
Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах и круговые движения кистями. Отталкивание от стены ладонями и пальцами. Передвижение в упоре на раках по кругу. Передвижение на руках в упоре лежа.
 Упражнения для кистей рук с гантелями, теннисными мячами. Метание мячей различного веса и объема на точность, дальность, быстроту. Метание палок. Удары по летящему мячу. Бросок мяча в прыжке с разбега.
Упражнения для развития игровой ловкости. Подбрасывание и ловля мяча в ходьбе, беге, после поворота, кувырков, падения. Ловля мяча после кувырка с попаданием в цель. Метание теннисного и баскетбольного мяча во внезапно появившуюся цель. Броски мяча в стену и последующей ловлей. Ведение мяча с ударами о скамейку, о пол. Ведение мяча с одновременным выбиванием мяча у партнера. Комбинированные упражнения.
   Упражнения для развития специальной выносливости. Многократные упражнения в беге, прыжках, технико-тактических упражнениях с различной интенсивностью и различной продолжительностью работы и отдыха. Игры. Круговая тренировка.
Техническая подготовка.
    Прыжок толчком двух ног, прыжок толчком одной ноги, остановка прыжком, остановка двумя шагами. Повороты вперед, повороты назад. Ловля мяча двумя руками на месте и в движении, в прыжке, при встречном движении, при поступательном движении, при движении сбоку, ловля рукой на месте.

Ловля мяча одной рукой в движении. Передача мяча двумя руками сверху, от плеча, от груди. Передача двумя руками снизу, с места. Передача мяча двумя руками в прыжке. Встречные передачи мяча. Передача мяча одной рукой сверху, от плеча, от груди. Ведение мяча с высоким отскоком, с низким отскоком. Ведение мяча без зрительного контроля. Ведение мяча со зрительным контролем. Ведение мяча на месте, ведение мяча по прямой, ведение мяча по дугам, ведение мяча по кругам. Ведение мяча зигзагом. Броски в корзину двумя руками сверху. Броски в корзину двумя руками от груди. Броски в корзину двумя руками снизу. Броски в корзину двумя руками с отскоком от щита. Броски в корзину двумя руками с места. И в движении. Броски в корзину двумя руками (ближние). Броски в корзину одной рукой от плеча. Броски в корзину одной рукой с отскоком от щита. Броски в корзину одной рукой в прыжке. Броски в корзину одной рукой прямо перед щитом. Броски в корзину одной рукой параллельно щиту.
Тактическая подготовка.
Тактика нападения. Выход для получения мяча. Выход для отвлечения мяча. Розыгрыш мяча. Атака корзины. «Передай мяч и выходи». Наведение, пересечение.
Тактика защиты.
 Противодействие получению мяча. Противодействие выходу на свободное место. Противодействие розыгрышу мяча. Противодействие атаки корзины. Подстраховка. Система личной защиты.
Организационно-воспитательные мероприятия.
 Инструктаж и соблюдение техники безопасности по правилам поведения в спортивном зале, в раздевалках, на улице, в автобусах. Техника пожарной безопасности и действия в чрезвычайных ситуациях. Общие и родительские собрания. Проведение соревнований «Веселые старты»,  Новогодних праздников и т.п. Посещение турниров и матчей с участием спортсменов групп спортивного совершенствования.
Инструкторская и судейская практика.
    Организация и проведение комплекса общеразвивающих упражнений, а также беговых разминочных упражнений. Вспомогательная беседа с младшими тренерами по основным правилам игры в баскетбол. Судейская практика в двусторонних играх команд младшей группы.


Участие в соревнованиях.
На этапе начальной подготовки предусматривается участие обучающихся в соревнованиях общефизической направленности («Веселые старты», соревнования по кроссу, тематические спортивные праздники) и специализированные соревнования (первенство школы, первенства СДЮСШОР, города, округа по баскетболу).
Сдача контрольных нормативов.
- общая физическая и специальная физическая подготовка;
- техническая подготовка
Тематический план

Виды подготовки
классы
5-6 кл.
Теоретическая подготовка
Техника безопасности и первая помощь пострадавшим.
В процессе занятий
Баскетбол в России и за рубежом
1
Основы методики обучения и тренировки
1
Правила игры. Организация и проведение соревнований
1
Места занятий. Гигиенические требования к занимающимся спортом.  Оборудование.
1
Итого часов
4
Физическая подготовка
Общая физическая подготовка
25
Специальная физическая подготовка
15
Техническая подготовка
10
Тактическая подготовка
10
Соревновательная подготовка
6
Итого часов
70




Календарно-тематическое планирование по баскетболу
п/п
Содержание занятий
Кол-во часов
Дата
1
Вводный урок. Физическая культура и спорт в России. Состояние и развитие баскетбола. Техника безопасности на занятиях.


2
Стойка баскетболиста. Перемещения в баскетбольной стойке.


3
Стойка баскетболиста. Перемещения в баскетбольной стойке.


4
Перемещения в баскетбольной стойке.


5
Повороты вперёд, повороты назад.


6
Ловля и передачи мяча на месте.


7
Передачи мяча в движении.


8
Основы техники игры и техническая подготовка.


9
Ведение мяча со зрительным контролем.


10
Ведение мяча с высоким и низким отскоком.


11
Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена. Влияние физ. упр. на организм. Ведение мяча по дугам и кругам.


12
Ведение мяча по дугам и кругам.


13
Ведение мяча со сменой  рук и изменением направления.


14
Броски в корзину двумя руками.


15
Броски двумя руками с отскоком от щита.


16
Броски с места и в движении.


17
Броски с места (стоя прямо перед щитом и под углом).


18
Физические качества и физическая подготовка.


19
Броски одной рукой от плеча.


20
Броски одной рукой прямо перед щитом и под углом.


21
Броски после ведения мяча.


22
Броски с двух шагов.


23
Броски со средней дистанции в парах.


24
Броски с сопротивлением.


25
Изучение основ тактики нападения.


26
Гигиенические требования к занимающимся спортом. Профилактика травматизма в спорте.Работа в парах, игра 1x1.


27
Работа в парах, игра 1x1.


28
Тактика нападения 2x1.


29
Изучение основ тактики защиты.


30
Противодействие получению мяча.


31
Совершенствование передач. Передачи в тройках с атакой.


32
Тактика нападения 2х1, 3x2.


33
Броски со средней и дальней дистанции. Игра 1x1.


34
Изучение постановки заслона.Добивание мяча в корзину после удара в щит.


35
Отработка навыков. Учебная игра.










Описание материально-технической базы


Спортивное оборудование:

- мячи баскетбольные;
- конусы и стойки;
- баскетбольные щиты, кольца
- набивные мячи
- скакалки
-жилетки игровые разного цвета 
-свисток судейский
-секундомер


































Список литературы

1.           «Баскетбол:теория и методика обучения :учебное  пособие/Д.И.Нестеровский,М.,ИЦ «Академия,2007»
2.           «Баскетбол.Поурочная учебная программа для детско-юношеских спортивных школ Ю.Д.Железняк, И.А.Водянникова, В.Б.Гаптов, Москва,1984
3.           «Физическая культура». Л.Е.Любомирский, Г.Б.Мейксон, В.И.Лях-М.:Просвещение,2008
4.           Настольная книга учителя физической культуры» Г.И.Погадаев ФиС,2000
5.           Е.Р. Яхонтова. Юный баскетболист: пособие для тренеров. - Москва, «Физкультура и спорт», 1987 г.
6.           В.И. Лях, Г.Б. Мейксон. Физическое воспитание учащихся 5-7 классов: пособия для учителя. - Москва, «Просвещение», 2002 г.




Комментариев нет:

Отправить комментарий