Самоанализ педагогической деятельности

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
 средняя общеобразовательная школа №1
Топкинского района Кемеровской области.







Самоанализ профессиональной деятельности
учителя физической культуры
МАОУ «СОШ №1» Топкинского района Кемеровской области
Шнайдер Сергея Алексеевича,
по теме:


«Развитие физической активности учащихся как средства укрепления здоровья и повышения уровня физических качеств».











                                              
2016г
г. Топки

Свою профессиональную карьеру я начал в МОУ Новоалександровской  СОШ Татарского района Новосибирской области с 2007 года, в должности учителя физической культуры.  В связи с реорганизацией школы был переведен в МОУ Успенскую СОШ Новосибирской области  в должности учителя физической культуры. С 1 сентября 2015 года работаю учителем физической культуры в МАОУ «СОШ№1»
За период работы прошёл курсовую подготовку:
- Новосибирский государственный педагогический университет по  теме: «Инновационные технологии в спортивной и физкультурной деятельности» в объеме 72 часа;
-Новосибирский центр повышения квалификации работников здравоохранения по теме: «Актуальные вопросы лечебной физкультуры» в объеме 72 часа.
- курсы «Intel» программа «Введение в информационные образовательные технологии 21 века», в объёме 24 часа.

Всегда считалось, что  детям не грозит гиподинамия. Но времена изменились. Сейчас не надо носить воду из колодца, так как имеется водопровод, косить траву, колоть дрова, нет необходимости многие километры идти в школу, потому что можно доехать на школьном автобусе. Вместе с тем возросла учебная нагрузка в школе, много времени требует подготовка домашнего задания. Возникла сложнейшая проблема: дефицит двигательной активности современного ребёнка. Значит, физическую активность сельских детей можно развивать и поддерживать сегодня только средствами физической культуры и спорта. Именно в них заложен огромный резерв сохранения здоровья, формирования умений использовать упражнения для самоусовершенствования и укрепления здоровья.
В создавшихся условиях я, как учитель физкультуры, не могу обходить стороной вопросы стимулирования активности к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Не случайно мною выбрана тема «Развитие физической активности учащихся как средства укрепления здоровья и повышения уровня физических качеств».
Целью моей профессиональной работы является создание условий для повышения эффективности обучения физической культуре.
Для реализации поставленной цели определил следующие задачи:
1.     Углубление и расширение знаний о возможностях своего организма.
2.     Формирование у учащихся знаний, умений, навыков в организации и проведении самостоятельных занятий физической культурой.
3.     Воспитание у детей стремления к сохранению и укреплению здоровья; воспитание оптимизма, целеустремлённости, активности.
4.     Содействие наполнению внеурочного времени учащихся регулярными занятиями физической культурой и спортом.
В своей педагогической деятельности руководствуюсь рабочей программой, составленной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, комплексной программой по физической культуре (под редакцией В. И. Ляха, Л. Б. Кофмана, Г. Б. Мейксона), базовым учебным планом.
В программе отражены методы обучения и формы организации учебной деятельности, педагогические технологии, виды и формы контроля, критерии оценивания, требования к уровню подготовки обучающихся, список основной и дополнительной литературы по предмету. К рабочей программе прилагаются контрольно-измерительные материалы, включающие задания различных уровней сложности. Данная программа обеспечена учебно-методическим комплектом под общей редакцией В. И. Ляха.
Процесс обучения направляю на то, чтобы у учеников появился интерес к моему предмету, создавался положительный эмоциональный настрой. Не забываю, что подвижность психики школьников диктует необходимость выполнить как можно больше разных и интересных упражнений, подолгу не останавливаться на одном. Поэтому считаю, что ученику необходимо обеспечить радость движения, а не декларировать лишь: «Учись, трудись, быстрее, выше». Для того, чтобы избежать схематизма и однообразия, использую уроки разных типов:
-  вводные уроки;
- уроки ознакомления с новым материалом;
- смешанные уроки;
- учётные уроки;
- уроки совершенствования с выполнением пройденного материала.
В своей работе применяю следующие методы:
- словесный;
- метод демонстрации;
- метод упражнений.
Для решения учебно-воспитательных задач применяю спортивные методы:
- фронтальный;
- групповой;
- индивидуальный;
- круговой тренировки.
Системно использую элементы следующих технологий:
- - дифференцированного обучения;
- личностно-ориентированного обучения;
- игровые технологии;
- ИКТ.
Определяя уровень усвоения учебного материала, использую следующие методы оценки и проверки знаний, умений и навыков: опрос, наблюдение, сдача контрольных нормативов, метод исправления ошибок. Выставленной отметке даю мотивировку, аргументацию. При таком оценивании выполнения упражнений ученики знают, что у них получилось, а что нет. Они чувствуют и воспитательную роль отметки.
В решении поставленных мною задач, большое значение имеет созданная в нашей школе материально-техническая база. Это спортивный зал (9х22 м), соответствующий последним требованиям к его оснащению, тренажёрный зал, для которого приобретено 10 тренажёров, зал для занятий фитнесом, где есть все необходимые тренажёры и мелкий инвентарь, лыжное хранилище на 35 пар лыж с ботинками.
Построено и поддерживается в хорошем состоянии: мини-футбольное поле (20х40 м), асфальтированные баскетбольная и волейбольная спортивные площадки, силовой гимнастический городок, полоса препятствий. Гордость школы – освещённая лыжная трасса (2х500 м). Занятия по лёгкой атлетике подвижным и спортивным играм проводятся на сельском стадионе  со стандартной асфальтированной беговой дорожкой.
Работаю над созданием дидактического материала, презентаций, использую тесты, раздаточный материал. При отборе теоретического и практического материала для урока учитываю дидактические задачи, цели урока, индивидуальные и психические особенности учащихся.
В период, предшествующий аттестации, работа велась одновременно по двум направлениям. Первое направление: создание материально-технической базы физкультурно-спортивной и оздоровительной работы. Второе направление: увеличение двигательной нагрузки учащихся при совершенствовании методики проведения интегрированных уроков физической культуры и развитие сети кружков и секций во внеурочной работе, а также насыщение внеурочного времени спортивными праздниками и соревнованиями.
В своей педагогической деятельности применяю технологию развития физической активности школьников. Суть её заключается в сочетании интегрированных уроков по физической культуре со спортивно-ориентированным физическим воспитанием во внеурочное время. Внедрение этой технологии позволяет достичь положительного результата в поддержании физической активности учащихся.
Особенностью интегрированных уроков является частота смены различных видов учебно-физкультурной деятельности. В течение урока один вид деятельности сменяется другим. К примеру, бег, комплексы общеразвивающих упражнений, сменяются спортивными играми, упражнениями с предметами и на гимнастических снарядах, эстафетными заданиями, которые с интересом выполняют учащиеся разных возрастных групп. Проведение интегрированных уроков позволяет включать в учебный процесс элементы разных видов спорта. Например, «Интегрированная лапта». Играющие делятся на две команды по 4 человека в каждой. Игра проводится на волейбольной площадке. На одной стороне площадки находятся два игрока одной команды и два другой. Игрок подающей команды перекидывает мяч через сетку своему же игроку, стоящему на другой стороне площадки. Если тот поймал мяч, он начинает ведение мяча до баскетбольного щита, проходя через защиту, забрасывает мяч в кольцо. Если мяч перехватил соперник, он отправляет его на другую сторону площадки игроку своей команды. Подают команды по очереди, меняясь местами. В такой игре ученики совершенствуют как элементы волейбола, так и элементы баскетбола.
На уроках использую связь с другими учебными предметами. Например, на уроках лёгкой атлетики в 4 классе даю задания по сравнению масс различных спортивных снарядов. Показываю мячи 150 и 30 г, учащиеся сравнивают их. Какой мяч тяжелее или легче и во сколько раз? Ученики осуществляют математическое действие (деление 150 г : 30 г = 5). Для ознакомления с массой спортивных снарядов и определения самого тяжёлого из них, даю задание взвесить их. Результаты взвешивания записываются и определяется самый тяжёлый снаряд.
За время работы мною собран материал для эстафет по математике, природоведению, ОБЖ, истории. Благодаря такому подходу у учащихся повышается мотивация к освоению предмета, занятия проходят более интересно и эмоционально.
Оздоровительный эффект интегрированных уроков достигается за счёт их проведения на свежем воздухе. Более 65 % занятий проводится вне помещения.
Большим потенциалом оздоровления обладают уроки лыжной подготовки и лёгкой атлетики, которые проводятся на воздухе. Они способствуют укреплению всех групп мышц, закаливанию, тренировке сердечно-сосудистой системы, а также формируют полезную привычку активно и с пользой для здоровья проводить свой досуг.
В процессе интегрированных уроков целенаправленно развиваются такие физические качества: быстрота и ловкость, силовая выносливость, координационные способности. С этой целью на каждом уроке предусматриваю: эстафетные задания, динамичные подвижные игры, элементы спортивных игр, разнообразные общеразвивающие упражнения, которые и способствуют развитию физических качеств.
Воспитательная направленность интегрированных уроков достигается диалоговым общением учителя и учащихся по вопросам сбережения здоровья, здорового образа жизни. Я нахожу время говорить с учениками о возможных последствиях выбора поведения, о ценностях здоровья, об ответственности за своё здоровье.
Совершенствование урока физической культуры и повышение его эффективности невозможно без разработки вопроса личностно-ориентированного обучения. Приступая к работе, прежде всего, определяю, с каким составом обучающихся предстоит работать. В начале учебного года выявляю уровень физической подготовленности (с помощью тестов) и состояние здоровья обучающихся (по данным медицинских осмотров).
Личностно-ориентированный и дифференцированный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика по физической культуре. А учащемуся с высоким уровнем не интересно на уроке, рассчитанном на среднего ученика.
Например, использую такие задания для групп разной подготовки.
Задания разного уровня (по сложности, по объёму) помогают сделать процесс более интересным, ненавязчивым, индивидуальным. При групповом методе обучения учащиеся имеют возможность обсудить моменты урока, ответить на вопросы, дать словесную оценку каждому, учатся договариваться, отстаивать свою точку зрения.
Для обучающихся, имеющих недостаточный уровень физической подготовленности, использую карточки индивидуальных заданий с указанием упражнений, последовательности их выполнения, дозировки. При индивидуальном обучении отсутствует команда, а указания, советы и просьбы учащиеся воспринимают, как правило, положительно. Здесь не только учитель может направлять действия учащихся, но и сам ученик имеет возможность обо всём спросить педагога.
В практике физкультурно-оздоровительной работы широко применяю соревновательные и игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития обучающихся, но и здоровьесбережения и  социализации. В игре и через игровое общение у растущего ребёнка проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. Именно в игре независимо от сознания ребёнка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье.
При проведении упражнений в игровой или в соревновательной форме слабых учеников распределяю по всем командам, и чаще проводится замена этих игроков. В эстафетах более подготовленные школьники начинают и заканчивают эстафеты и при необходимости делают два повторения.
В процесс обучения включаю нестандартные кроки: уроки-турниры, урок «Командная игра», урок-соревнование, урок-игра и др.
В своей работе главную роль отвожу осмысленному усвоению умений и навыков. Осознанное выполнение упражнений развивает у детей познавательную активность. Она связана с проявлением учащимися внимания, восприятием ими учебного материала, с осмысливанием информации, с её запоминанием и воспроизведением.
Всегда заботит, как заинтересовать учащихся обычными общеразвивающими упражнениями. Как сделать этот процесс не автоматически бездумным, а осмысленным?
Поэтому уже в начальных классах, обучая физическим упражнениям, объясняю их воздействие на организм и зависимость выполнения по качеству на результат. То есть не просто «Делай так!», а обязательным «Почему?». Затем уже в среднем звене школы предлагаю самим учащимся подбирать упражнения для проработки определённых мышц. С учётом роста арсенала изучаемых упражнений, возрастают и требования к качеству их выполнения и методов применения. Так, если в средних классах перед проведением общеразвивающих и подготовительных упражнений ставя задачу выполнить их самостоятельно, я сообщаю последовательность выполнения упражнений, то  в старших классах юноши и девушки полностью делают её самостоятельно. На уроках лёгкой атлетики, проводя бег на короткие дистанции, привлекаю к роли стартёра поочерёдно большинство учащихся, начиная со 2-3 класса. Это не только помогает в организации урока, но и приучает ребят к самостоятельности. Однако учитываю, что не каждый по своим психическим качествам может справиться с ролью стартёра, медлительность, застенчивость не позволяет учащимся подавать чёткую, громкую команду. Таких ребят больше использую в качестве помощником при подготовке занятий.
Переход от выполнения упражнений по командам учителя к самостоятельному выполнению заданий вырабатывает у учащихся осознанное отношение к выполнению упражнений, самоконтроль, возможность оказывать помощь товарищу.
Эффективной формой самостоятельных занятий физическими упражнениями являются домашние задания. Цель домашнего задания заключается в улучшении в течение четверти своих двигательных показателей. В состав домашнего задания включают такие физические упражнения, которые школьники могут выполнить самостоятельно: подтягивание, прыжки в длину с места, поднимание туловища из положения лёжа, прыжки через скакалку, сгибание и разгибание рук в упоре, упражнения на гибкость. Выполнение домашнего задания способствует не только сознательному и прочному усвоению знаний, умений и навыков, но и формированию таких ценностных качеств личности как самостоятельность, организованность, настойчивость в достижении цели, ответственность за порученное дело. Очевидно, что для самостоятельных занятий физической культурой, понимания смысла выполняемой работы необходимо обладать определёнными теоретическими знаниями. Это очень важный компонент, можно сказать основа основ успешной подготовки. Теоретические сведения сообщаю в процессе урока, сами учащиеся готовят краткие информационные сообщения, выполняют рефераты. В теоретическую часть урока включаю сведения по общим вопросам здоровья и методам его оценки, физиологии опорно-мышечного аппарата, значению физической культуры для укрепления здоровья, влиянию двигательной активности на организм и т.д. Полученные знания служат основой для создания у школьников навыков самостоятельных занятий физической культурой. Новые знания учащиеся могут получить из информации, вывешиваемой на стендах. В ней можно узнать о том, как правильно питаться, о важности соблюдения режима дня, о вредных привычках и т.д. В настоящее время появилась возможность в школе широко применять в учебной и не учебной деятельности информационно-коммуникативные технологии. В своей работе применяю возможности мультимедиа, ресурсы Интернета урок становится более интересным и эмоциональным, пробуждает интерес к учению.
Большое значение в укреплении здоровья и повышении уровня двигательных качеств отвожу внеурочной физкультурно-оздоровительной деятельности.
В школе внедряется технология развития физической активности учащихся в системе внеурочной физкультурно-оздоровительной деятельности. Главная идея состоит в наполнении внеурочного времени учащихся различными играми, соревнованиями и спортивными праздниками на основе разновозрастного общения. План проведения физкультурно-массовых мероприятий в школе.
Сегодня в школе сложилась целостная система физкультурно-оздоровительной работы с учащимися. Она включает в себя 3 урока физической культуры в неделю во всех классах, занятия ЛФК, 4 учебно-тренировочных занятия в неделю во внеурочное время, гимнастика до занятий, физкультминутки и физкультпаузы на уроке, подвижные перемены, школьные и районные соревнования.
Большинство учащихся школы, относящихся к основной медицинской группе, отличаются высоким уровнем физической активности и высокой физической подготовленностью.
Сочетание интегрированных уроков, других разновидностей уроков физической культуры, разнообразных форм внеурочной работы, массового охвата физической культурой и спортом школьников создало предпосылки к позитивным переменам по сохранению, поддержанию и профилактике здоровья учащихся. Доказательством этого служит полное отсутствие карантинов в школе по причине эпидемии гриппа и ОРЗ за последние 3 года. Положительная динамика по укреплению здоровья самым тесным образом связана с повышением мотивации учащихся на успех общекомандной борьбы, желанием прославить свою школу, с вовлечением в спортивно-оздоровительную работу детей группы риска.
Например, только в прошедшем учебном году учащиеся нашей малочисленной школы приняли участие в 20 соревнованиях и спортивных праздниках. Из них чемпионами района стали 9 человек, призёрами – 20. В общекомандном первенстве сборная школы 5 раз становилась чемпионом районных соревнований и 6 раз призёром. Спортсмены нашей школы в закончившемся учебном году стали победителями в общекомандном зачёте школьной спартакиады Топкинского района (включающей 7 видов спорта), заняли 1 место в районной спартакиаде ГТЗО и выиграли «Президентские состязания» районного этапа этих соревнований.  Наши ученики принимали участие во Всероссийских соревнованиях «Лыжня России». В них выступил 21 человек (более 25 %). Школьной традицией стало проведение дней здоровья, лыжных переходов, дня туриста, месячника военно-патриотического воспитания, смотра песни и строя и др.
Ученики участвуют в школьных и районных олимпиадах по физической культуре, сдают нормативы «Президентских состязаний».
Постоянно совершенствую своё профессиональное мастерство через курсовую переподготовку при НИПК и ПРО, самообразовательную работу, посещаю уроки своих коллег, приобретаю методическую литературу, постоянно пользуюсь Интернетом.
Принимаю участие в школьном методическом объединении учителей развивающего цикла и районном МО учителей физкультуры.
За последние три учебных года в рамках школы мною даны следующие открытые уроки:
- 6 класс. Баскетбол. «Техника ведения и передач мяча», 2010 г.;
- 5 класс. Лёгкая атлетика. «Обучение технике бега на короткие дистанции», 2011 г.;
- 4 класс. Игровые технологии. Урок-путешествие, 2012 г.
Выступал на родительском собрании. Тема доклада «Занятия физической культурой и спортом, в развитии семейных форм организации досуга», 2012 г.
С целью обобщения и распространения опыта выступал с сообщениями на районном МО учителей физкультуры:
- «Использование технологии дифференцированного физкультурного обучения в учебном процессе», 2011 г.
Провёл открытые уроки:
- «Обучение технике бега на короткие и средние дистанции», 2011 г.;
- «Техника эстафетного бега», 2012 г.
В составе жюри принимаю участие в судействе районной школьной олимпиады по физической культуре.
Считаю, что учитель физкультуры должен быть в центре спортивной и общественной жизни на селе. Поэтому активно занимаюсь общественной деятельностью:
Принимаю участие в спартакиаде работников образования и культуры Топкинского района. Принимал участие в районном конкурсе «Учитель года 2012» Поощрялся почётными грамотами
 - главы администрации Татарского района;
- начальника управления образования Татарского района за участие в конкурсе «Учитель года 2012».
- начальника управления образования Татарского района за первое место в районе среди учащихся по волейболу.
Положительными результатами своей работы считаю следующее:
1.                           Учащиеся понимают значение занятий физической культурой и спортом в сохранении и укреплении своего здоровья;
2.                           Позитивная динамика успешности обучения;
3.                           Учащиеся имеют высокий уровень мотивации к занятиям физической культурой и спортом;
4.                           Результаты участия детей в олимпиадах, соревнованиях разного уровня.
В моей работе есть и трудности, связанные с малочисленностью классов и их объединением, слабым развитием семейных форм организации спортивного досуга.
Свои резервы в работе вижу в более активном привлечении родителей к развитию двигательной активности школьников.
Сильной стороной своей деятельности считаю, что использование интегрированных уроков, других разновидностей уроков физической культуры, применение технологии дифференцированного и личностно-ориентированного обучения, разнообразных форм внеурочной работы, позволяет выработать у детей уверенность в своих силах, и они постепенно включаются в регулярные занятия. Ученики занимаются охотно, с интересом воспринимают посильные и разнообразные задания, выполняют их осознанно, испытывают удовольствие от самого процесса выполнения. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий